СОВРЕМЕННЫЙ МУЗЕЙ
Программа для тех, кто хочет работать с культурным наследием
6 февраля – 15 июня 2023
дополнительное профессиональное образование
45 000 рублей за 4 месяца обучения
беспроцентная  РАССРОЧКА НА 6 МЕСЯЦев
диплом о повышении квалификации
беспроцентная РАССРОЧКА НА 6 МЕСЯЦев
Как работать с культурным наследием сегодня?
Как работать с культурным наследием сегодня?
Как работать с культурным наследием сегодня?
Как работать с культурным наследием сегодня?
Доктор бизнес администрирования, музеолог, автор и куратор экспозиционных и выставочных проектов в России и США
Наталья Купцова
____в основу программы легли лучшие российские и международные практики экспонирования, актуализации и работы с образцами материального и нематериального наследия
Кандидат культурологии, старший научный сотрудник Лаборатории историко-культурных исследований ШАГИ
Юлия Лидерман
кураторы программы
работы в командах под руководством практиков музейного проектирования
академических часов
170
теории от ведущих музейных специалистов, культурологов, кураторов и практиков в индустрии
академических часов
60
практики в малых группах под руководством кураторов и тьюторов
академических часов
20
погружения в исследование и создание проектов в сфере культурного наследия
месяца
4
беспроцентная рассрочка на 6 месяцев
тысяч рублей
45
знакомьтесь с трендами  музеологии и с основами современной культуры
создавайте проекты в области сохранения  культурного наследия
Разработайте собственный  КУЛЬТУРНЫЙ ПРОЕКТ ДЛЯ ПОРТФОЛИО
программа будет полезна, если вы:
планируете связать свою карьеру с культурным наследием и хотите узнать, как все устроено
работаете в музее / галерее / архиве и хотите выйти на новый профессиональный уровень
находите вдохновение в истории, традициях, ремеслах и хотите вдохновлять других
планируете связать свою  карьеру с культурным наследием и хотите узнать, как все устроено
работаете в музее / галерее /  архиве и хотите выйти на новый профессиональный уровень
планируете выставку и не знаете, с чего начать
Как работать с культурным наследием сегодня?
структура программы
В первом модуле вы исследуете институциональную роль музея, выявите, как музеи и выставочные проекты объединяют историю и современность, сформулируете, как отвечать на главные вызовы, стоящие сегодня перед музеями
Модуль 1 / «Музей как феномен»
Модуль посвящён трансформации понятия «Музей», его институциональной роли и исследованию взаимосвязей музей–коллекция–память–социум.

Музей — самый понятный и близкий нам «хранитель» культурного наследия, благодаря своим коллекциям и программам фиксирующий прошлое, но также побуждающий через исследование истории, соотношение её с сегодняшним днём, моделировать и анализировать будущее.

Изменение роли музея в ХХ и, особенно, в XXI веке привели к необходимости переосмысления не только его социально-общественной роли, но также и пересмотру отношения к музейному предмету и коллекции, его целям и задачам, коммуникации с посетителем. Не случайно музейное сообщество не первый год спорит о новом определении самого термина «музей».

В этом модуле выявим, каким образом взаимодействуют музей и современность, какие задачи стоят перед музеем и его специалистами, как сегодня музею формировать вокруг себя сообщество и работать с партнёрами?
Основные темы
  • Современная эпоха индустриальных и постиндустриальных революций
  • Всемирные выставки как квинтэссенция современной культуры
  • Новое определение термина «Музей» и трансформация роли музеев
  • Общественный музей: от аристократических и императорских коллекций к публичным пространствам
  • Концепции партисипативного музея
  • Музей и сообщество
  • Архитектура современного музея
  • Социальная и культурная память
  • Нематериальное наследие и современность
  • Мультиплатформенные культурные продукты
  • Что может делать музей и что можно делать в музее?
  • Музей и концепция обучения как жизненного пути (lifelong learning)
  • Искусство как исследование
После второго модуля вы узнаете о разных методах работы с культурным наследием внутри музея и вне его, научитесь проектировать собственные социокультурные проекты. Сможете анализировать экскурсии, концерты и танец, городскую среду как формы вовлечения аудитории
Модуль 2 / «Наследие как вдохновение»
В рамках модуля проанализируем тренды и перспективы проектов, направленных на сохранение, поддержку и актуализацию культурного наследия. На ярких российских и международных примерах разберёмся, как исследовательские и просветительские проекты, разнообразные предпринимательские инициативы влияют на формирование нашего культурного кода и идентичности. Научимся формулировать концепции современных социокультурных проектов, вовлекающих различные группы сообществ
Основные темы
  • Экскурсии: экскурсовод как исследователь, рассказчик и стендапер
  • Концерты как событие, как исследование, как высказывание, как инсталляция
  • Культурный ландшафт: карты, планы и навигация как культурная традиция и предпринимательская деятельность
  • Нарратив: устные истории, фольклор: от устных историй этноса до устных историй соседских сообществ
  • Визуализация и архивация данных, исполнение и исследование вариативности историй и нарративов
  • Формы хозяйствования и формы производства: традиционные формы земледелия или производства продуктов и экотуризм
  • Танец: современный танец как культурная память; перформанс и спектакль как работа с наследием. Как музеефицировать двигательную культуру?
  • Кулинария: вкус и запах как предметы музеефикации Собирательство, историческая кулинария, история чувств, история потребления и частная история как методы исследований для культурного предпринимателя
  • Урбанистика: исследования городской среды и низовые проекты, работа с общественными пространствами
Узнайте об актуальных практиках в области актуализации материального и нематериального наследия, исследуйте, что влияет на включение наследия в современную культуру, научитесь формировать сообщества вокруг проектов
Модуль 3 / «Методы и практики актуализации культурного наследия»
В рамках модуля рассматриваются различные практики актуализации материального и нематериального культурного наследия. Проанализируем, каким образом актуальная повестка — ECG, экология и крафт, «противостояние» консьюмеризму — отражаются на включении наследия в современную культуру; как взаимодействуют публичная история, городская среда, институции и каждый из нас. Исследуем, как вокруг таких проектов формируются активные постоянные сообщества, каких целей достигают организаторы и авторы
Основные темы
  • Археология и формирование общественных пространств
  • Публичная история: что такое публичная история, культурная и социальная память?
  • Средства и сообщения исторических нарративов
  • Коммеморативная культура в традиционных и современных обществах
  • Индустриальная архитектура: архитектура и эпоха, современность и индустриальные революции
  • Джентрификация и брендинг городов
  • Винтаж: современные общества и система моды, культурные коды традиционных ремёсел, DIY, апсайклинг, крафт
  • Барахолка, базы данных и архив: что хранит материальная культура прошлого? Денди, фрик, хипстер как культурные герои
  • Современное искусство и архив: возникновение «архивного импульса» в искусстве, коллекции, псевдо-коллекции; перформансы и спектакли в архивах, игровое поведение в архиве, мокьюментари
Научитесь читать выставки «по слоям» и работать с разными подходами к экспозиции, анализировать кураторские концепции и проектировать зрительский опыт
Модуль 4 / «Культура выставки»
В этом модуле обратимся к феномену выставки: исследуем многослойность выставки как кураторского, художественного, социального, антропологического высказывания. Проанализируем связь архитектурно-художественного решения и концептуального кураторского замысла с посетительским опытом, обсудим различные методологии и подходы к формированию выставочного проекта, «рецепты» успеха и неудачи проекта и разберём роль куратора такого события
Основные темы
  • Выставка как текст. Как «читать» выставочный проект: начала, финалы, сквозные мотивы
  • Выставка как спектакль: атмосфера выставочного проекта, сценография и зрительский сценарий
  • Выставка как комикс: экспозиция как многоканальная инсталляция
  • Выставка как монтаж: кино-восприятие и выставочные проекты, монтажные склейки, межкадровый и внутрикадровый монтаж на выставке
  • Выставка как энциклопедическая статья: офлайн и онлайн энциклопедии и экспозиция выставки
  • Выставка как архитектура: как и почему архитектурные приёмы воздействуют на зрителя? Управление движением, управление взглядом, управление эмоцией
  • Выставка как витрина: искусство в контексте рынка, стратегии и практики капитализации культурного наследия
  • Выставка как феномен: выставки-блокбастеры, причины успеха и провала выставочных проектов
  • Профессия куратор: куратор как исследователь, как продюсер, как летописец, как актуальный художник
Как работать с культурным наследием сегодня?
преподаватели
генеральный директор Государственного музея-заповедника «Царицыно»
Елизавета Фокина
директор Музея истории ГУЛАГа
Роман Романов
историк искусства, куратор, художественный критик
Виктор Мизиано
архитектор, экспозиционер, куратор
Константин Ларин
кандидат исторических наук, ведущий научный сотрудник Лаборатория музейного проектирования
Владимир Дукельский
руководитель Центра развития туризма и гостеприимства Ивановской области
Анастасия Грушецкая
основатель агентства «Творческие индустрии», заведующая Кафедрой территориального развития им. Глазычева, научный руководитель Центра креативных индустрий Института Общественных наук РАНХиГС
ЕЛЕНА ЗЕЛЕНЦОВА
начальник Зарайской археологической экспедиции, научный сотрудник Отдела археологии каменного века ИА РАН
Сергей Лев
художник, преподаватель теории и истории комикса Школы Дизайна НИУ ВШЭ, арт-директор фестиваля рисованных историй Коммиссия (2016—2019)
Алексей Иорш
доктор географических наук, профессор, председатель правления Общества изучения русской усадьбы
Юрий Веденин
руководитель проекта «Вспомнить всё»
Наталья Тарнавская
заместитель генерального директора по развитию новых музейных пространств, Государственная Третьяковская галерея
Татьяна Гафар
и.о. заведующего музеем Павла и Сергея Третьяковых, Государственная Третьяковская галерея
Мария Усачева
координатор проекта создания музея Павла и Сергея Третьяковых, Государственная Третьяковская галерея
Анна Просветова
историк, профессор Оксфордского университета
Андрей
Зорин
за 4 месяца вы научитесь:
проводить исследования пользовательского опыта
проектировать мероприятия и создавать концепции социокультурных проектов
создавать собственные выставочные или событийные проекты
Как работать с культурным наследием сегодня?
Дипломная работа
Слушатели, успешно защитившие проект, получат диплом о профессиональной переподготовке
*слушатели, не прошедшие итоговую аттестацию или не предоставившие копию диплома о высшем или среднем профессиональном образовании, получат Сертификат о прохождении программы
ваш собственный проект в сфере культурного наследия для портфолио
Как работать с культурным наследием сегодня?
Как работать с культурным наследием сегодня?
Как работать с культурным наследием сегодня?
Как работать с культурным наследием сегодня?
записаться на программу

беспроцентная РАССРОЧКА НА 6 МЕСЯЦЕВ
45 000 рублей за 4 месяца обучения
диплом о профессиональной переподготовке
Как работать с культурным наследием сегодня?
создавай современные проекты в сфере культурного наследия вместе с нами